Село Новорождественное

Первое письменное упоминание об этом крае мы находим в Духовной грамоте великого князя Ивана Калиты – деде Дмитрия Донского, написанной им предусмотрительно перед его вынужденным отъездом в Орду в 1328 году.
После его смерти эти земли отошли к его сыну Семёну Гордому, а затем достались сыну Дмитрия Донского Ивану, а после него – внуку Василию Темному и, наконец, правнуку Дмитрия Донского – Ивану II. Последним наследником этих земель по линии князя Дмитрия Донского был князь Андрей, после смерти которого эти земли согласно указу царя Ивана Грозного в 1562 году были отписаны на царское имя «в дворцовое ведомство».
В писчей книге Приказа Большого Дворца за 1631 – 33 годы есть следующее упоминание о землях на которых разместилось «государево царево и великого князя Михаила Федоровича село Новорождественное на реке Москве, а в селе Новорождественном, за озером Здегошем, на монастырской земле, что был монастырь Иоанна Предтечи, храм Великомученицы Варвары, нарицаемые Пятницы,да в приделе Николая Чудотворца, а тот монастырь от разорения запустел.
В озерах – Здегоше, перемыти и Глушице в годы, видно, водилась отменная рыба, вкус которой был хорошо известен не только крестьянам, но и московским знатным людям. Нередко они посылали в эти края ловить рыбу, о чем свидетельствует, например дошедшая до нас старинная запись: « 1672 года апреля 14 по указу святейшего патриарха Филарета Московского послан государев сын боярский Осип Галасеин в московский уезд во дворцовое село Новое Рождественное для рыбной ловли, дано на подводу 11 денег везти невод».
По пепеписи 1646 года в селе Новорождественное насчитывалось 170 дворов, в которых проживало 1660 «лиц мужска и женска пола». Для сравнения, в соседнем селе Новотроицком (ныне город Раменское) в те же годы проживало всего 334 человека. До наших дней дошли скупые записи о жителях села Новорождественного. Первым церковным старостой села был, например, «крестьянин Ариска Григорьев, а в селе была при царе Михаиле церковь деревянная, а у церкви во дворе по Никита, да во дворе дьячек Никита Семенов, да пономарь Ивашко Пахомов». В записи, сделанной в 1680 году, записано, что у « церкви во дворе поп Артемий Самойлов, во дворе просвирница Меланья Григорьевна».
В селе Новорождественном верующие люди раскололись на два лагеря: православных и старообрядцев. Если православные ходили молиться в сельскую церковь Рождества Иоанна Предтечи, то старообрядцы ездили на молитву в Чулково или даже в Тураево. У каждной из этих общин было своё кладбище, и вплоть до 1905 года православному нельзя было вступать в брак со старообрядкой и наоборот. Однако несмотря на «идейные разногласия», православные и старообрядцы всегда жили дружно и помогали друг другу в трудную минуту.
Шли годы. В 1710 году Петр I отдал земли, на которых размещалось село Новорождественное, своему верному помощнику в ратных делах графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. . В записной книге Синодального Казенного приказа за 1728 год значится: «мая 20 числа, запечатан указ о строении церкви тайному действительному советнику графу И. А. Мусину-Пушкину велено, по его обещанию, В Московском уезде, в вотчине его, в селе Новорождественном вместо деревянной церкви построить каменную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, да придел Николая Чудотворца»... Далее

Страница 1...2...3...4